Меры поддержки

В соответствии с п. 6 Меморандума о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» к основным направлениям инвестиционной деятельности Внешэкономбанка отнесена реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие монопрофильных муниципальных образований (далее – моногородов).

В Меморандуме установлены сниженные по сравнению с общим порядком требования для реализации проектов, направленных на развитие моногородов:

  • Общая стоимость каждого из которых более 1 млрд. рублей.
  • Минимальный размер предоставляемых Внешэкономбанком кредитов, займов, гарантий, поручительств и финансирования на возвратной основе устанавливается в размере 0,5 млрд. рублей или в размере суммы в иностранной валюте, эквивалентной 0,5 млрд. рублей.

ИНВЕСТИРОВАТЬ В МОНОГОРОДА ВЫГОДНО!

ТОР. Налоговые льготы

Презентация

Территории опережающего развития

Выгодно для инвесторов!

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) в моногородах предусматривают следующие льготы для лиц, реализующих инвестиционные проекты:

  • сокращение налога на прибыль с 20% до 5% первые 5 лет и не менее 12 % следующие 5 лет
  • сокращение страховых взносов с 30% до 7,6%;
  • освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога в течение 10 лет;
  • понижающий коэффициент при расчете НДПИ.

По состоянию на 1 июня 2018 г. создано 59 территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах расположенных в 41 субъекте Российской Федерации, в которых зарегистрировано 138 резидентов.

Перечень моногородов:

Монопрофильное муниципальное образование Субъект Российской Федерации
1 г. Череповец Вологодская область
2 г. Димитровград Ульяновская область
3 г. Усолье-Сибирское Иркутская область
4 г. Кировск Мурманская область
5 г. Емва Республика Коми
6 г. Набережные Челны Республика Татарстан
7 г. Каспийск Республика Дагестан
8 г. Краснокаменск Забайкальский край
9 г. Дорогобуж Смоленская область
10 пос. Надвоицы Республика Карелия
11 г. Тольятти Самарская область
12 г. Белебей Республика Башкортостан
13 г. Кумертау Республика Башкортостан
14 г. Гуково Ростовская область
15 г. Новотроицк Оренбургская область
16 г. Юрга Кемеровская область
17 г. Анжеро-Судженск Кемеровская область
18 г. Краснотурьинск Свердловская область
19 г. Бакал Челябинская область
20 г. Чусовой Пермский край
21 г. Абаза Республика Хакасия
22 пос. Селенгинск Республика Бурятия
23 г. Тутаев Ярославская область
24 г. Рузаевка Республика Мордовия
25 г. Сарапул Удмуртская Республика
26 г. Петровск Саратовская область
27 г. Вятские Поляны Кировская область
28 г. Сосенский Калужская область
29 г. Верхний Уфалей Челябинская область
30 пос. Лесной Рязанская область
31 г. Невинномысск Ставропольский край
32 г. Котовск Тамбовская область
33 г. Кондопога Республика Карелия
34 г. Нижнекамск Республика Татарстан
35 г. Чистополь Республика Татарстан
36 г. Зеленодольск Республика Татарстан
37 г. Наволоки Ивановская область
38 пос. Угловка Новгородская область
39 г. Пикалево Ленинградская область
40 г. Черемхово Иркутская область
41 г. Онега Архангельская область
42 г. Сердобск Пензенская область
43 г. Ефремов Тульская область
44 г. Далматово Курганская область
45 пос. Линево Новосибирская область
46 г. Губкин Белгородская область
47 г. Заринск Алтайский край
48 г. Новокузнецк Кемеровская область
49 г. Саянск Иркутская область
50 г. Новоалтайск Алтайский край
51 г. Донецк Ростовская область
52 пос. Варгаши Курганская область
53 г. Зверево Ростовская область
54 г. Гаврилов-Ям Ярославская область
55 г. Канаш Чувашская Республика
56 г. Павловск Воронежская область
ПО РЕЖИМУ ЗАТО
57 г. Озерск Челябинская область
58 г. Железногорск Челябинская область
59 г. Снежинск Челябинская область

Меры поддержки Фондом развития моногородов

Некоммерческая организация «Фонд развития моногородов» (далее – ФРМ) учреждена Внешэкономбанком в 2014 г. и является федеральным институтом развития, деятельность которой направлена на формирование необходимых условий для создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций в моногорода, развитие городской среды.

Софинансирование строительства объектов инфраструктуры

Ключевым факторами, определяющими возможность подготовки заявки субъекта Российской Федерации и последующего принятия решения о софинансировании расходов субъектом Российской Федерации, являются:

  • наличие инвестиционных проектов, планируемых к реализации в моногороде, удовлетворяющих требованиям и имеющих документальное подтверждение возможности их реализации и наличия потребности в создании объектов инфраструктуры;
  • наличие разработанной проектной документации и заключения государственной экспертизы по объектам инфраструктуры, необходимым и достаточным для снятия инфраструктурных ограничений при реализации инвестиционных проектов в моногороде.

По состоянию на ноябрь 2017 г. ФРМ софинансирует строительство инфраструктуры, необходимой для запуска новых инвестиционных проектов в 18 моногородах.


Финансирование инвестицонных проектов

Форма участия:

  • Предоставление льготного займа.
  • Вхождение в капитал компании-инициатора (не более 49%).

Условия предоставления поддержки ФРМ:

  • Сумма - от 100 до 1000 млн. рублей.
  • Процентная ставка - 5 % годовых.
  • Срок – до 8 лет.
  • Участие собственными средствами Инициатора в проекте - не менее 15%.
  • Отсрочка по выплате займа - не более 3 лет.
  • Наличие обеспечения.
  • Отсутствие зависимости от деятельности градообразующего предприятия.

Требования к проекту и инициатору (заемщику):

  • Инициатор (заемщик) – юридическое лицо, резидент Российской Федерации.
  • Отсутствие у Инициатора просроченной задолженности перед бюджетом и фондами.
  • Наличие социально-экономического эффекта для моногорода по объему привлеченных инвестиций и количеству новых рабочих мест.

Ограничения:

  • Участие ФРМ в проекте не более 40% от общей стоимости проекта.
  • Средства ФРМ могут быть направлены только на капитальные вложения.
  • Наличие заключенного с субъектом Российской Федерации генерального соглашения.

Обучение управленческих команд

Целью формирования и обучения проектных команд является создание единого пространства работы с проблемами моногородов, включение в данную работу всех заинтересованных сторон, в том числе органов государственной власти и местного самоуправления, представителей бизнеса, осуществляющего свою деятельность на территории соответствующего моногорода, развитие межведомственного и межуровневого взаимодействия, управленческих и проектных компетенций, совершенствование навыков межличностного взаимодействия и командной работы для эффективного анализа ситуации в моногороде, планирования и реализации мероприятий, направленных на развитие моногорода, снижение их монозависимости, диверсификацию экономики, создание рабочих мест и привлечение инвестиций, в том числе с учетом лучших российских и зарубежных практик.

Программы развития моногородов реализуются управленческими командами моногородов, прошедшими обучение в Московской школе управления «Сколково» и РАНХиГС.



Институт линейных менеджеров

Для содействия органам региональной власти и местного самоуправления, бизнес-сообществу в инициации и реализации проектов (программ) и мероприятий, направленных на улучшение социально-экономической ситуации в моногородах, ФРМ в 2016 году запущен пилотный проект, подразумевающий внедрение системы курирования (линейных менеджеров).

Основная задача линейного менеджера - сопровождение разработки и реализации программ развития моногородов, направленных на:

  • привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест;
  • повышение удовлетворенности населения жизнью в моногородах;
  • развитие малого и среднего предпринимательства;
  • диверсификацию экономики моногородов.

Поддержка МСП

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) осуществляется в моногородах в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий на государственную поддержку МСП, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие МСП» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316.

Правилами предусмотрена необходимость финансирования в моногородах основных мероприятий за счет субсидии в текущем финансовом году в размере до 10 процентов от средств субсидии.

В рамках реализации указанного мероприятия субъектам МСП, зарегистрированным в моногородах, оказываются следующие виды поддержки:

  • предоставление целевых грантов начинающим субъектам МСП на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, выплату по передаче прав на франшизу (паушальный взнос);
  • субсидирование части затрат субъектов МСП по договорам лизинга;
  • субсидирование части затрат субъектов МСП, связанных с уплатой процентов по кредитам;
  • поддержка и развитие субъектов МСП, занимающихся социально значимыми видами деятельности.

В рамках проекта «Индивидуальное и малое предпринимательство», реализуемого АО «Корпорация «МСП», предусмотрен ряд мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в моногородах.

АО «Корпорация «МСП» и АО «МСП Банк» разработан и реализуется на льготных условиях специализированный продукт «Прямая гарантия для Дальнего Востока и моногородов, выдаваемая совместно с поручительством региональных гарантийных организаций (Согарантия для Дальнего Востока и моногородов)».